Вот и настала пора, когда золотые краски осени постепенно сменяются на белый пейзаж. За окном пролетают первые снежинки, а пронизывающий ветер явно намекает о скором приходе зимы. В такие дни, кто-то начинает немного хандрить и укутавшись в теплый плед предается воспоминаниям о солнечных летних деньках.
А кто-то другой, уже весь в предвкушении и с блеском в глазах, достает с антресоли свои любимые лыжи или сноуборд и грезит о предстоящем зимнем сезоне. В голове проносятся мысли о захватывающих спусках, шлейфах снега и путешествиях в горы! Расхаживая в новых горнолыжных ботинках по квартире, ты ежедневно смотришь прогноз и считаешь количество снежинок на вебкамере, в готовности в любой момент сорваться в заветный Шерегеш.
И вот, наконец-то, долгожданные сантиметры снега укрыли гору, непростая дорога позади, и ты уже стоишь на вершине, в полном экипе, осматривая манящую снежную поляну перед стартом. Так хочется расписать склон первым следом и прыгнуть бэкфлип с того камня, как герой из любимого ski- movie!
Чтобы ваш сезон прошел так же хорошо, как и был задуман, и не закончился разом в тот же день, а лыжи прослужили долго и счастливо, я решил написать эту статью и собрать в ней несколько полезных рекомендаций и особенностей катания в Шерегеше в начале сезона.
Я опытный инструктор по горным лыжам и мне посчастливилось побывать на многих курортах мира, однако, Шерегеш это основное и любимое место дислокации, «домашняя гора», где я провожу большую часть времени и катаюсь уже около 15 лет, в любую погоду, при любых снежных условиях.
И первое, с чего хочется начать, это компания! Ведь с ними всегда веселее! Катайтесь с друзьями, это интереснее, а главное, безопаснее. Приглядывайте друг за другом во время спуска!
Одежда. Ноябрь-декабрь в Шерегеше еще не такие холодные. Обычно, погода в это время характеризуется обильными снегопадами, достаточно сильными ветрами, а температура может падать в среднем до -15. Соответственно, хорошо подойдет современный подход многослойности в одежде — термобелье, плотный флис, легкая пуховка или primaloft плюс внешняя мембранная куртка. Классический горнолыжный костюм с утеплителем тоже отлично справится с условиями, а вот полноценный катальный пуховик можно отложить до следующей поездки в январе-феврале.
Снаряжение. Снега в начале сезона еще не так много как хотелось бы, поэтому, по-возможности, возьмите старые лыжи, которые будет не так жалко поцарапать о неприкрытые камни. Отреставрировать и качественно подготовить лыжи можно будет чуть позже, в декабре.
Горнолыжную маску лучше взять с фильтром 2 категории, рассчитанную на облачность и туман. Во время снегопада и плоского освещения видимость в такой линзе будет оптимальной. Запасная маска будет нелишней, если основная запотеет, или потеряется в сугробе.
Кататься первое время лучше по трассам, так как они подготовлены и очищены от больших камней и поваленных деревьев. Ровная поверхность склона требует значительно меньшего количества снега, чтобы стать пригодной для катания.
Если вы всё же выехали вне трасс — начните с проверенных линий, которые четко просматриваются, а подложка вам хорошо известна. Открытая широкая поляна будет предпочтительна.
Будьте особенно осторожны, ведь ранний рельеф ярко выражен и может быть непредсказуем. На склонах множество камней, веток, пеньков, резких впадин или глубоких провалов между валунами.
Старайтесь объезжать стороной всякие не очень понятные «холмики» и бугорки присыпанные снегом, это может быть торчащий камень или пень.
Однако, при плохой видимости открытые поля могут очень плохо читаться, при этом теряется чувство ориентации, лучше сразу сбросить скорость, а линию спуска проложить вдоль кромки леса или держаться кустов. Это даст вам реальное понимание пространства и вернёт чувство контроля.
Лес. Помимо камней, лежачих деревьев, веток, под которые может уйти лыжа, у лесного катания есть еще одна характерная особенность, а именно — воронки вокруг стволов больших деревьев. Густые ветвистые кроны елей не позволяют снегу упасть в непосредственной близости к стволу. Образуется пустое пространство, зачастую глубокое, так как помимо обычного выпадания снега, дополнительно осыпается снег, накопленный на ветках, формируя высокую «стенку» вокруг.
Отсюда выходит правило — не подъезжать близко к большим, отдельно стоящим деревьям. В такую воронку можно упасть вниз головой, а вылезать из неё, особенно с пристегнутым к ногам сноубордом, крайне проблематично.
Есть на Зеленой особо сложный участок, называемый «Курума», располагается условно между трассами Елена-Объездная и Долларом. Само название этого места уже характеризует его сложность. Вся поверхность склона сформирована огромными каменными глыбами — курумником, соответственно, с глубокими пустотами между ними. При малом количестве снега эти ямы открыты и в них можно очень серьезно провалиться. Кроме того, в этих же местах есть ручьи, которые достаточно долго замерзают.
В районе Хлебницы и Мустага местность также каменистая, поэтому в малоснежное время выходить за пределы трасс в этом секторе не стоит.
Особое внимание стоит уделить спускам под подъемником. Не смотря на предельную близость к ухоженным трассам, здесь регулярно встречается строительный мусор и за бугром мягкого снега легко может торчать проволока или арматура. Если вы заметили подобный посторонний предмет на склоне, постарайтесь сделать его хотя бы заметным, а лучше сфотографируйте и напишете в группу администрации курорта, чтобы служба трасс могла принять меры.
Бывают случаи, когда по субъективным признакам мы чувствуем, что на определенном участке может быть мало снега, или возможна леденистая подложка, в такой момент, постарайтесь не давить в лыжи сильно и не кантоваться глубоко, это позволит вам не задеть подложку и аккуратно проехать.
Возникшее невысокое препятствие можно перепрыгнуть. При этом, подожмите ноги, сгруппируйтесь, не теряйте центральной стойки и не отсаживайтесь назад. Лучше этот навык потренировать отдельно.
Если понимаете, что наезд на камень неизбежен, проезжайте препятствие на прямых плоских лыжах и не тормозите на нём. Так вы не зацепите и не вырвите кант и предотвратите падение. А ремонт продольной царапины на скользяке будет гораздо проще, чем вклейка канта.
Помните о том, что при падении лыжи и палки можно использовать как защиту при ударе. Ваше здоровье всегда важнее снаряжения!
Катайтесь в шлеме (у нас, кстати, есть руководство по его выбору) и используйте другую защиту. Шлем это не просто красивый аксессуар, в нём значительно теплее, не продувает уши и не потеет маска. А банальный удар случайно отпущенным в очереди бугелем не окажется шишкой на голове. Сноубордисты, как правило, имеют гораздо более тесный контакт со снегом, при этом, нельзя не оценить достоинства защитных шорт и наколенников.
Содержимое рюкзака. Необходимый минимум: термос, запасные перчатки, легкая пуховка, маска, мультитул, ремонтный армированный скотч и конечно ваша аптечка. О комплектации аптечек сейчас существует достаточно много статей и лекций, советую воспользоваться этой информацией.
Также рекомендую всем пройти курсы первой помощи. Это абсолютно необходимый навык, тем более, если вы регулярно выезжаете в горы. На курсах вас обучат базовым алгоритмам помощи и работы с пострадавшим. В труднодоступных условиях квалифицированная помощь может прибыть нескоро, поэтому нужно уметь полагаться на свои знания и возможности.
И самое важное, что хочется сказать — совершенствуйтесь! Учитесь кататься, развивайте свои навыки! У вас появится уверенность, движения станут осознанными а катание будет на много безопаснее, и главное, вы по-настоящему получите удовольствие!
Всем хорошего сезона, увидимся в горах!
Ростислав Акава